июн, 30 2025
Спрос на всесезонные шины вспыхивает особенно энергично, когда цены на сервис растут, а места для хранения шин заканчиваются. Кажется, вот она — универсальная палочка-выручалочка. Больше не нужно вспоминать, где лежат зимние колеса или подгадывать с первым снегом. Но вся эта простота имеет обратную сторону, и за комфорт приходится расплачиваться — иногда буквально.
Главная идея всесезонной резины — быть альтернативой «переобуванию», то есть сносно вести себя и зимой, и летом. В теории это решает сразу несколько проблем: не надо дважды в год записываться на шиномонтаж, искать место для хранения, платить лишний раз. Проще, удобней, дешевле? На первый взгляд — да. Но если окунуться в детали, становится понятно: компромисс сказывается на всем.
Начнем с самого состава. Всесезонная шина рассчитана на работу примерно от -7°C до +20°C. Специалисты компании Michelin открыто писали: при температурах ниже -7°C смесь теряет эластичность, а при жаре — перегревается и быстрее стирается. Это компромисс между летней мягкостью и зимней «липкостью», который приводит к не самому выдающемуся результату во всех режимах.
Рисунок протектора — второй ключевой момент. Всесезонка берет по чуть-чуть и от «ёлки» зимы, и от блоков лета. А значит, на льду у нее будет сцепление хуже зимней, а по лужам летом хуже, чем у нормальной летней. Портал «За рулем» провел испытания и выяснил: средний тормозной путь на снегу для всесезонных шин на 25% длиннее, чем у зимних. Летом на мокром асфальте они проигрывают до 15% в сравнении с летней шиной экстра-класса.
Всесезонные шины тяжелее поддерживать в хорошем состоянии. Например, ламели (мелкие прорези, отвечающие за сцепление на скользкой дороге) изнашиваются быстрее из-за работы в широком диапазоне температур. Это влияет на то, как ваша машина рулится в экстремальных ситуациях. Даже если вы редко попадаете в занос — разница чувствуется при экстренном торможении или неожиданных маневрах.
«Универсальность всегда сопровождается компромиссами, которых не избежать. Шина — это, в первую очередь, вопрос безопасности, а не комфорта или бюджета», — сказал Андрей Спиридонов, эксперт журнала «Авторевю».
«В Польше были проведены детальные испытания: автомобиль на всесезонной резине летом на мокрой дороге остановился с 80 км/ч на 6,2 метра дальше, чем на хороших летних шинах»Такие метры — иногда судьбоносны.
Важно понимать, что если вы используете всесезонку на мощной машине или любите ездить динамично, просадки в сцеплении и устойчивости будут еще заметнее. Кстати, если у вас полный привод, ситуация чуть лучше, но магии не будет: законы физики никто не отменял.
Показатель | Зимние шины | Летние шины | Всесезонные шины |
---|---|---|---|
Тормозной путь на снегу (30 км/ч до 0) | 16,2 м | 27,6 м | 20,4 м |
Тормозной путь на мокром асфальте (80 км/ч до 0) | 34,5 м | 30,7 м | 36,9 м |
Износостойкость (средний ресурс, км) | 25 000 | 35 000 | 25 000–30 000 |
Многие выбирают всесезонку, надеясь: зима будет короткой и теплой, а лето — не аномально жарким. Но в России погода готова подкинуть сюрприз: в Центральной полосе, например, ночью в октябре может быть мороз, а днем — плюсовая температура. Такой разброс и становится проблемой: всесезонная резина не дает должного сцепления ни в одном из этих режимов. Как итог, на замерзшей утренней дороге колеса скользят, а днем, в пробках на разогретом асфальте, изнашиваются вдвое быстрее.
В Сибири, на Урале и в северных регионах всесезонная резина — фактически запретная тема. Во многих странах Европы её даже запрещено использовать зимой, если на дороге лежит снег или есть риск гололеда. В России ПДД пока явно не требуют наличия «снежинки» на боковине шины, но страховые после ДТП зимой часто обращают на это внимание.
В центральном и южном климате ситуация чуть проще: если зимой столбик термометра почти не падает ниже -5°C, а весной и осенью нет резких скачков, всесезонка может стать компромиссом. Тут важно оценить свои привычки и маршруты: если часто ездите по проселочным дорогам, где дороги чистят плохо, или на работу нужно добираться по обледенелым трассам — лучше не рисковать.
Город — это отдельный мир. Здесь скорость ниже, но риски другие: неожиданное торможение в потоке, лёд на мостах, лужи в колее. Всесезонка, по сравнению с правильной сезонной резиной, проигрывает почти во всех дисциплинах — иногда чуть-чуть, иногда драматически. Если ехать медленно и аккуратно, можно и не ощутить подвоха. Но стоит попасть в экстренную ситуацию, компромисс всплывает на поверхность.
В Европе эксперименты с всесезонками начались давно. Был даже громкий случай, когда в Австрии увеличилось количество ДТП на 13% из-за использования универсальных шин зимой во время неожиданной метели в 2012 году. В России погода может поменяться буквально за ночь — отсюда и огромные риски.
На юге страны многие автовладельцы выбирают именно всесезонку, экономя деньги и место. Но стоит понимать: стоит приехать зимой отдыхать в горы — и ваши универсальные шины быстро становятся бесполезны. А если авария случится именно там, страховщик может отказать в выплате, потому что вы использовали неподходящую резину.
Некоторые производители, например Nokian, выпускают «еврозимку» — нечто среднее между всесезонкой и настоящей шиповкой. Такая шина подойдет для городского климата средней полосы, но по-прежнему не заменит полноценную зимнюю резину в сложных условиях.
Самая жирная приманка у всесезонных шин — экономия. Или это иллюзия? Попробуем посчитать. Средний комплект стоит столько же, сколько неплохие сезонные шины. На первый взгляд, экономишь на услугах сервиса по переобувке и хранению. Но с учетом того, что износ «универсалки» — в среднем 25–30 тысяч км — подменить это реальной выгодой не получится: ходят они столько же, сколько две сезонные пары, которые делят год на двоих.
А вот штраф за ДТП из-за неподходящей шины может быть гораздо больше всей «экономии». Например, страховщики в 2024 году активно включают в условия КАСКО ограничение на использование летних шин зимой. То же самое касается гарантий на большинство премиальных автомобилей. Если при осмотре будет обнаружено, что вы ездили не на той шине, выплату могут сократить или вовсе отказать.
Не стоит забывать и про управляемость. В условиях экстремального маневра разница даже в паре метров тормозного пути может стоить ремонта, денег и — куда важней — лишних нервов. «На скорости 50 км/ч автомобиль на всесезонной резине на льду тормозит почти на 30% хуже, чем на зимней», — говорится в ноябрьском отчёте испытаний ADAC. Согласитесь, нерадостная экономия.
Современные машины оборудованы системами ABS, ESP, электронными помощниками, но шины — единственная часть авто, напрямую соприкасающаяся с дорогой. Даже самый умный электроник будет бессилен, если покрышка не держит сцепление.
Когда стоит задуматься о всесезонке? Если вы живете в южных регионах, редко выезжаете за город, а среднегодовая температура не скачет из крайности в крайность. Во всех остальных случаях, этот вариант больше подойдёт для второстепенной машины, которой пользуются редко и нет рисков попасть в гололёд. Экономить на безопасности точно не стоит.
Интересное наблюдение: в США к 2024 году на всесезонные шины приходилось 68% всего рынка, причем большинство из них используются в штатах с мягким климатом и редкой снежной погодой. А вот в Канаде и северной Европе процент всесезонок на порядок ниже — там климат суров, а на кону стоит гораздо больше, чем просто удобство и бюджет.
Итак, если хотите серьезно ответить на вопрос «в чем минусы всесезонной резины», посмотрите не только на ценник, но и на свой стиль езды, регион, погодные сценарии. Прочтите отзывы тех, кто уже попробовал, сравните реальные данные испытаний, изучите рекомендации производителя вашего авто. Минусы всесезонной резины проявляются не когда все идет гладко, а когда внезапно становится сложно — и цена промаха возрастает в разы.
© 2025. Все права защищены.